Рынок детской одежды в России 2023 – 2024 продолжает претерпевать неблагоприятное воздействие общей экономической и политической ситуации. События 2022 года и последующие за ними санкции, ограничения привели к тому, что с рынка ушли ведущие производители и продавцы детской одежды, произошло изменение потребительского поведения, появились новые игроки. К 2023 году стали понятны основные тенденции рынка детских товаров в нашей стране.
Содержание:
В сфере детской одежды, как и в любом другом торговом сегменте, есть наиболее крупные представители. Они не являются монополистами, но занимают заметную долю рынка. Им проще привлечь внимание потенциальных покупателей. У них много магазинов, а за счет большого оборота они могут устанавливать более низкие цены на ходовые модели. Это удобно и выгодно потребителям.
Но в 2022 году российский рынок детской одежды покинули многие западные фирмы. Наиболее крупной компанией с самым большим числом розничных магазинов, прекратившей продажи в нашей стране, стала британская Mothercare, у которой до 2022 года здесь работали более 110 точек продаж. Очень заметным для многих родителей стал уход финской компании Reima. Многие универсальные производители одежды и обуви, выпускающие вещи для взрослых и детей, также закрыли свои магазины в России. Наиболее ощутимым стал уход H&M, Zara, Pull&Bear, Stradivarius, Mango, Bershka, Marks&Spencer. И это далеко не все популярные бренды, прекратившие продажи в нашей стране.
Помимо ухода производителей рынок детских товаров России изменился в связи с закрытием магазинов. Так, в 2022 году обанкротилась крупная детская сеть «Дочки-Сыночки», которая занимала 2 место в стране после «Детского мира» по количество точек. Сократили свои сети и другие магазины, например, количество точек «Кораблик» уменьшилось на 27. Уменьшение числа магазинов, предлагающих не только одежду, но и другие детские товары, связано не только с политическими и экономическими причинами, вызванными событиями 2022 года. Многие из них не смогли оправиться от локдауна и пандемии.
Объем рынка детских товаров изменяется не существенно. Дети хотят есть, играть, развиваться, им нужна одежда. На детях родители начинают экономить в последнюю очередь, стараясь находить деньги и возможности на закрытие всех потребностей. Поскольку спрос остался прежним, а предложение стало меньше, на рынке одежды для детей укрепили свои позиции средние игроки и появились новые. Из известных ранее марок увеличили объемы продаж Acoola, Button Blue, Play Today, Orby, Silver Spoon, Crockid. Увереннее стали чувствовать себя на рынке детских товаров России китайские бренды. Фабричная одежда марок, которые продавались меньшими объемами в течение последних 10 – 15 лет, стала вызывать больше доверия. Стоит отметить продукцию брендов Deloras и Colabear. Это полноценные марки детской одежды на все случаи жизни, регулярно обновляющие ассортимент и представляющие вещи для школы и отдыха. Новые игроки на рынке работают над дизайном и ассортиментом, повышают качество продукции. При этом цены на детские вещи у них несколько ниже, чем на изделия более известных фирм, которые знакомы всем. Новые марки уверенно завоевывают российский рынок детских товаров, предлагая конкурентоспособную продукцию, интересный дизайн и достойное качество.
Рынок детской одежды 2023 – 2024 заметно переориентировался с западных брендов на отечественные. Опросы показывают, что 39% покупателей вообще не обращают внимание на бренд и просто покупают то, что нравится и устраивает по цене. Но тем не менее для 61% марка одежды важна. Они считают её гарантией приемлемого качества и интересного дизайна. Из этих опрошенных покупателей 37% перешли преимущественно на российские бренды и вполне довольны ими. 11% продолжили или стали покупать детские товары от оставшихся в стране иностранных производителей. Ещё 7% считают качество иностранных детских вещей настолько хорошим, что готовы покупать их бывшими в употреблении. И небольшая доля опрошенных (6%) покупает детскую одежду в зарубежных поездках или заказывает через посредников за границей.
События 2022 года и сложившаяся в связи с ними экономическая ситуация привели к тому, что количество проданных товаров для детей снизилось. Покупатели стали экономить, отказываться от части покупок, откладывать их приобретение на потом. Но в связи с инфляцией, повышением цен объемы выручки не снизились. Рост прибыли ритейлеров детских товаров замедлился, но не упал. Так, за 2022 год он составил +10,5%, что в два раза меньше средних и ожидаемых показателей. Средний чек при покупке детской одежды в 2023 году увеличился на 17% к предыдущему году и составляет примерно 3,5 тыс. рублей. Количество же купленных товаров в 2023 году уменьшилось примерно на 3 процента.
Анализ рынка детской одежды показал, что люди стали меньше совершать спонтанных покупок. Большая часть приобретений откладывается на потом. Если раньше спрос на многие товары был более или менее равномерным, то сейчас особенно по сезонным вещам стало заметно, что многие не покупают их заранее. Большинство таких сезонных товаров приобретается непосредственно в начале сезона.
Это связано со снижением покупательской способности. Несмотря на государственную поддержку, пособия для малоимущих и прочую помощь семьям с детьми, они стали более вдумчиво относиться к тратам и отказываться от излишнего.
Объем рынка детской одежды снижается не только из-за политических и экономических причин. С 2015 года в нашей стране на него влияет демографическая обстановка. Детей становится меньше. Это связано с тем, что падает рождаемость. В детородный возраст вошло очень небольшое поколение 1990-х. Сейчас женщины рожают по разным причинам меньше детей. За 2022 год, например, родилось на 7% меньше детей, чем за предыдущий год. И ежегодно эта тенденция прослеживается. Детей меньше, значит, товары для них требуются в меньшем объеме.
Анализ рынка детских товаров показывает, что за несколько лет покупатели привыкли больше покупать вещи для детей через интернет.
Для продаж задействуют различные онлайн-каналы:
Число интернет-магазинов детских товаров увеличивается, как и количество покупок в них. На Ozon продажи детской одежды выросли за 2022 год на 80%. В целом в интернете в 2022 году объемы продаж детских товаров выросли на 36%. И тенденция сохраняется.
Как было сказано, закрылись многие западные магазины и ритейлеры, предлагающие продукцию известных брендов. Люди стали реже ходить в оффлайн-магазины за детскими товарами, предпочитая им интернет-торговлю. Тем не менее в торговых центрах стали появляться новые бренды, которые раньше там представлены не были.
Сейчас владельцы торговых площадей заинтересованы сдавать пустующие помещения, занятые ранее крупными магазинами. Им приходится несколько уступать в стоимости аренды, чтобы просто сдать помещение площадью 300 – 500 квадратов. Арендодатели привлекают новых продавцов детской одежды, чтобы те в свою очередь привлекали покупателей в торговые центры. Это также способствует популяризации новых марок.
Потребители также хотят, чтобы новые бренды были представлены в торговых комплексах.
Опросы показали, что 57% покупателей считают, что рынок детских товаров России недостаточно насыщен магазинами одежды и обуви. Ещё 12% респондентов сказали, что им не хватает крупных магазинов с большим выбором товаров, где можно было бы купить сразу всё необходимое для ребенка. 11% опрошенных считают представленные в магазинах детские вещи малоинтересными. Так что производителям есть над чем поработать. 9% ответили, что в России на сегодня вообще представлено мало качественных брендов детской одежды, что существенно затрудняет выбор.
Таким образом перед ритейлерами стоит серьезная задача. Рынок детских товаров сегодня страдает от неустойчивого, нестабильного, не сформировавшегося предложения. Покупатели готовы ходить в оффлайн-магазины. А вот достаточного количества продавцов и товаров нет.
Рынок детских товаров 2023 – 2024 остается нестабильным. Спрос довольно устойчив, но несколько сокращается из-за демографических проблем. Предложение пока не слишком устойчивое. Зато появились возможности и условия для развития для новых игроком на рынке. Повышается доверие к российским и китайским производителям детской одежды. А те в свою очередь улучшают качество своей продукции и значительно расширяют ассортимент. Самое главное, говорить о стагнации или кризисе не приходится. Рынок детских товаров развивается.